Другие подразделения:
Partners
Вход для клиентов


Вопрос партнеру
Our partners Контактная информация
  • Адрес:
    109316, Москва,
    Остаповский проезд, д.3

  • Телефон \ факс:
    +7 (495) 781-6435

  • Электронная почта:


Профэккаунт - бухгалтерские услуги
Наш телефон:
(495) 781-6435
Комплексное

бухгалтерское обслуживание

Профэккаунт - Главная
   |      |      |      |      |   Партнеры
Онлайн калькулятор

Директор и бухгалтер: чья же здесь вина?

Верховный Суд в своем недавнем решении установил систему штрафов для должностных лиц (в данном случае директора и бухгалтера) предприятия по статьям Кодекса об административных правонарушениях (в том числе и административная ответственность руководителя за ведение бухгалтерского учета):

  • 15.5 «Нарушение сроков представления налоговой декларации»;
  • 15.6 «Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля»;
  • 15.11«Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности».

Кто же «крайний»? Директор или бухгалтер? Суд предложил следующую систему распределения ответственности: за организацию бухгалтерского учета полностью отвечает директор компании (п. 1 ст. 6 Зaкона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Он уполномочен выбирать варианты ведения бухгалтерского учета или подписать приказ или распоряжение в духе "ведение бухгалтерского учета возлагаю на себя". А корректное и правильное ведение бухучета и своевременное предоставление всего спектра достоверной информации в соответствующие органы лежит на плечах бухгалтера, и при невыполнении данного условия, штрафы грозят именно ему (если, конечно, можно доказать главный бухгалтер нарушает введение бухгалтерского учета).

Волна негодования

Естественной реакцией бухгалтеров на публикацию постановления ВС в сети стала волна негодования. По мнению бухгалтеров, принятым решением всю ответственность банально переложили на плечи бухгалтера, который полностью зависит в своих действиях от руководителя компании, особенно это касается достоверности отчетности. Профессионалы выразили свое согласие со штрафами за нарушение ПБУ или за опоздание с декларацией, но не за то, какую отчетность бухгалтер составил, основываясь на зачастую «липовых» документах, которые ему предоставили. Несправедливость налицо. Доверенность на ведение бухгалтерского учета.

И доводы бухгалтеров правильны и вполне обоснованы. Представим ситуацию: вы работаете в некой компании, директор которой является ее учредителем. Или еще вариант: работа в малом или среднем бизнесе, прибыльность которого напрямую влияет на личный доход ее руководителя. Естественно, работа бухгалтерии будет строиться по интересной схеме: директор ставит цели по минимизации налогов, а бухгалтер должен «крутиться» и проявлять фантазию, чтобы этих целей достигнуть и исключить нарушение правил ведения бухгалтерского учета. И огромным исключением являются компании, где директор выступает за то, чтобы, не рискуя, платить все налоги в полном объеме и советуется с бухгалтером по каждому документу. Международная практика ведения бухгалтерского учета - здесь ни при чем.

Что же получается? Согласно должностной инструкции, обязанность бухгалтера – правильно отразить хозяйственные операции в бухучете в соответствии с их экономической сущностью и корректно посчитать налоги. А реалии таковы, что бухгалтер «подстраивается» под желания директора платить меньше налогов, и вынужден искать новые «безналоговые» схемы работы, которые в большинстве случаем нелегальны. Еще один вопиющий, но очень распространенный случай: директор, хорошо посидев в ресторане, приносит чеки бухгалтеру с приказом «прикрыть расходы», списав их на представительские, премиальные, компенсационные и тому подобное. Он то знает на кого ложится ответственность за нарушение правил ведения бухгалтерского учета. О какой же достоверности отчетной информации и полноте уплаты налогов здесь может идти речь?

Варианты решения

Как же поступить? Конечно, можно следовать букве закона и, при несогласии с мнением руководителя, писать пояснительные докладные записки и таким образом снять с себя ответственность (п. 4 ст. 7). Но все мы прекрасно понимаем, что такие способы неприменимы в наших российских реалиях. Подобное поведение вряд ли будет расценено правильно, и несчастный бухгалтер в скором времени под любым предлогом «полетит» с работы.

Существуют и более прогрессивные решения проблемы. Одним из предложений на бухгалтерских форумах прозвучало официально закрепить должности двух директоров – генерального и финансового. Право подписи будет принадлежать финансовому директору, и решения также будет принимать он, наряду с руководителем компании, бухгалтер при этом освобожден права подписи и от ответственности. К сожалению, сейчас такая схема неосуществима, но альтернатива есть.

Вариант №1

Договоритесь с руководителем о новой методике работы, составьте бизнес-план на ведение бухгалтерского учета. Обязанности по ведению учета директор возлагает на самого себя (подп. «г» п. 2 ст. 6 Закона), и подтверждает это официальным приказом. Вы же остаетесь бухгалтером, но без права подписи. Оформляете консультационный договор с фирмой, либо, если для вас принципиально важно оставаться в штате организации, меняете название своей должности. Допустим, пусть она звучит как «специалист по подготовке налоговой и бухгалтерской отчетности». Список обязанностей, которые практически не будут отличаться от ваших нынешних, вы прописываете в должностной инструкции. В случае если потребуется оформить какие-то действия от лица фирмы (сдать отчетность в налоговую инспекцию, посетить фонды и т. д.) директор выпишет доверенность на ваше имя. Если руководитель компании готов к сотрудничеству и ценит вашу работу, предложив ему эту схему, вы остаетесь на прежнем месте, а весь груз ответственности с вас снимается.

Вариант №2

Бухгалтерский аутсортинг. Если отношения с директором так и не сложились, и он не хочет идти навстречу вашим потребностям, уходите работать в «сторонние» бухгалтеры. В Законе подобный вариант организации бухгалтерии предусмотрен по всем правилам. При подобной схеме работы ведением бухучета и бизнес-процессов занимается специализированная компания. Этот вид услуг все более востребован на современном бизнес-рынке. Верховный Суд прояснил вопрос разделения ответственности в этом случае в своем постановлении. В соответствии со статьями 15.6 и 15.11 Кодекса об административных правонарушениях, штрафы накладываются исключительно на должностных лиц. При аутсорсинге должность главного бухгалтера просто отсутствует, и поэтому «сторонний» бухгалтер никоим образом не может попасть под эти штрафы. По словам судей, если бухгалтерский учет в организации ведется на основании гражданско-правового договора третьими лицами, то штрафы будут брать только с директора.

Налоговые инспекции в состоянии «снять» расходы, при условии, что в штате фирмы уже существует бухгалтер. Суды их в этом не поддерживают. В постановлении ФАС Московского округа от 21 июля 2005 г. № КА-А41/6715-05 прописано: несмотря на то, что в компании имелась должность бухгалтера, обязанности главного бухгалтера на него не были возложены. Следовательно, фирма имела полное право оплатить услуги сторонней организации.

Компании, работающие по «упрощенке», до 2006 года могли иметь проблемы с принятием расходов на аутсорсинг. Это связано с тем, что в перечень расходов на УСН были включены лишь аудиторские услуги. И Министерство финансов позволяло включать расходы на ведение бухучета только в том случае, если у исполнителя имелась лицензия аудитора (письмо от 31 июля 2003 г. № 04-02-05/3/61). Но с нынешнего этого года «упрощенцы» уже используют аутсорсинг: расходы на бухгалтерское обслуживание прямо прописаны в подпункте 15 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса.


Информация

Возможно, вы искали:

  • бухгалтерия правильное ведение учета
  • ведение бухгалтерского учета в организации с иностранным учредителем
  • ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в микрокредитной организации
  • ведение бухгалтерского учета по 50 счету
  • ведение бухгалтерского учета приказ на право первой подписи
  • ведение бухгалтерского учета специализированной организацией
  • ведение бухгалтерского учета фирм
  • возложение обязанностей по ведению бухгалтерского учета на генерального директора
  • вопрос ответ по ведению бюджетного бухгалтерского учета
  • грубое нарушение ведения бухгалтерского учета
  • должностные инструкции бухгалтера по ведению налогового учета
  • метод ведение бухгалтерского учета

Обращайтесь в нашу компанию.

 

 

2012 © Profaccount.ru

Сайты патнеров
Рейтинг@Mail.ru    Rambler's Top100    Яндекс.Метрика