Другие подразделения:
Partners
Вход для клиентов


Вопрос партнеру
Our partners Контактная информация
  • Адрес:
    109316, Москва,
    Остаповский проезд, д.3

  • Телефон \ факс:
    +7 (495) 781-6435

  • Электронная почта:


Профэккаунт - бухгалтерские услуги
Наш телефон:
(495) 781-6435
Комплексное

бухгалтерское обслуживание

Профэккаунт - Главная
   |      |      |      |      |   Партнеры
Онлайн калькулятор

Бухучет: Товарные знаки: учет и налогообложение

Застолбить имя

Согласно определению, данному в статье 1477 Гражданского Кодекса, товарным знаком называется обозначение, служащее для индивидуализации товаров, как компаний, так и индивидуальных предпринимателей. При этом нельзя путать товарные знаки и знаки обслуживания. Хотя по своей сути они идентичны друг другу, но выполняют они разные функции. То есть, товарные знаки действуют в целях индивидуализации товаров, а знаки обслуживания – в целях узнаваемости выполняемых работ или оказываемых услуг.

Право на товарный знак удостоверяется свидетельством. И свидетельство это выдается только в том случае, если товарный знак зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков через Роспатент. Правильно оформленное свидетельство действует на всей территории РФ и удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на него и предоставляет правовую охрану (ст. 1225 ГК). Однако правовая защита действует лишь в отношении товаров, указанных в свидетельстве (государственная регистрация товарного знака).

Исключительное право на товарный знак действует в течение 10 лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию (п. 1 ст. 1491 ГК). Срок действия регистрации, по необходимости, продляется еще на 10 лет, неограниченное число раз. Однако бывают случаи, когда зарегистрированный товарный знак не используется непрерывно в течение 3 лет со дня его регистрации, тогда его правовая охрана может быть досрочно прекращена (п. 1 ст. 1486 ГК). При этом заявление о неиспользовании товарного знака может быть подано любым заинтересованным лицом, в том числе и конкурентом - имеет ли право предприятие разработать собственные способы ведения бухгалтерского учета.

Товарный знак относится к нематериальным активам (НМА) – как в целях бухгалтерского учета,так и для целей налогообложения. Способ его получения не важен: он может быть разработан организацией самостоятельно или заказан на стороне, приобретен за плату у правообладателя или получен в качестве подарка. Главное, чтобы у такой компании были документы, подтверждающие как существование самого товарного знака, так и право собственности на него. Более того, компания - обладатель товарного знака - должна контролировать его, что предполагает контроль использования бренда. Лишь в таком случае фирма вправе получать экономические выгоды от использования такого инструмента (стимулятора покупательского спроса). А получение экономических выгод является одним из основных критериев, по которому актив относится к НМА (п.п. б п. 3 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утв. приказом Минфина от 27 декабря 2007 г. № 153н). Однако возможность получать экономические выгоды от использования актива является обязательным условием для того, чтобы отнести его к НМА.

Товарный знак принимается к учету по фактической стоимости, складывающейся также из расходов, связанных с обеспечением условий использования указанного объекта в запланированных целях (п. 8 и п. 9 ПБУ 14/2007). Однако и здесь есть свои нюансы. К примеру, нельзя увеличивать стоимость товарного знака проценты по полученным займам и кредитам. Проценты по заемным средствам в бухучете предприятия следует отнести к прочим расходам, а для целей налогообложения - к внереализационным расходам.

В процессе принятия товарного знака к учету на него оформляется карточка учета нематериальных активов согласно форме № НМА-1. Затем составляется акт по вводу его в эксплуатацию. Фирма вправе разработать форму данного документа самостоятельно, утвердив его в учетной политике. В нем должны присутствовать все необходимые реквизиты, прописанные в п. 2 ст. 9 Закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Одновременно с принятием товарного знака к учету определяется срок его полезного использования, с целью экономической выгоды. Срок действия свидетельства следует уменьшить на период ожидания от даты подачи заявки до выдачи охранного документа.

Стоимость товарного знака со временем списывается на расходы через амортизацию. Введенный в эксплуатацию товарный знак амортизируется со следующего месяца после начала его использования. Существует несколько способов расчета амортизационных отчислений. Рекомендуется выбрать линейный способ, при котором не будет различий в учете сумм амортизации, как для целей бухгалтерского учета, так и для налогообложения (роспатент регистрация товарного знака).

Некоторые фирмы предпочитают не регистрировать собственный товарный знак, а воспользоваться чужим. Так как свой личный лейбл требует внушительных затрат на раскрутку, в то время как некоторые бренды уже вполне узнаваемы. В целях получения возможности использовать чужой товарный знак в своей деятельности с его собственником (лицензиаром) заключается договор коммерческой концессии (п. 1 ст. 1027 ГК). При этом потенциальный пользователь знака (лицензиат) должен быть готов к тому, что ему придется обеспечить соответствие качества производимых на основе договора товаров. И качество производимой продукции должно строго соответствовать не его внутренним нормам, а стандартам лицензиара (ст. 1032 ГК).

Договор коммерческой концессии регистрируется в Роспатенте. Иначе договор будет считаться ничтожным (п. 2 ст. 1028 ГК). А это влечет за собой  отсутствие права на использование бренда. И, как следствие, так называемый лицензиат не вправе уменьшить прибыль на платежи, исполненные по такому договору (п. 1 ст. 252 НК). Также появятся  проблемы с НДС: его невозможно будет зачесть. Нельзя уменьшить прибыль на суммы, выплаченные лицензиару до заключения договора. Согласно общему правилу, именно правообладатель обеспечивает надлежащую регистрацию договора концессии.

Полученные в пользование товарные знаки учитываются лицензиатом на забалансовом счете в оценке, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре (п. 39 ПБУ 14/2007). Стоит заметить, что отдельного счета для учета полученных НМА планом счетов не существует, поэтому фирма вводит его самостоятельно, утвердив в учетной политике. К примеру, счет 012 - «НМА, полученные в пользование».

Как правило, сумма вознаграждения состоит из двух частей: единовременной и постоянной, выплачиваемой ежемесячно в процессе действия договора. Единовременный платеж будет учитываться как расходы будущих периодов и списывается постепенно (п. 39 ПБУ 14/2007). Плюс постепенно уменьшается прибыль (п. 2 ст. 272 НК). Периодические платежи отражаются в составе расходов того периода, в котором они начисляются согласно договору срок регистрации товарного знака (п. 39 ПБУ 14/2007) и уменьшают прибыль как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (п.п. 37 п. 1 ст. 264 НК).

 

Пример

ООО «Космос» заключил договор коммерческой концессии на право использования товарного знака ЗАО «Спутник». Срок действия договора составляет 5 лет (60 мес.). Ответственным за регистрацию договора является ООО «Космос». Сумма пошлины за регистрацию договора - 8000 руб. Вознаграждение лицензиара по договору: единовременный платеж - 590 000 руб., в том числе НДС - 90 000 руб., и ежемесячный платеж - 70 800 руб., в том числе НДС - 10 800 руб.

 

В бухгалтерском учете лицензиaта делаются следующие проводки:

Дебет 76 Кредит 51

- 8000 руб. - оплaчена патентная пошлина за регистрацию договора;

Дебет 012

- 4 100 000 руб. (500 000 руб. + 60 000 руб. × 5 лет × 12 мес.) - полученное право пользования товарным знаком отражено за балaнсом;

Дебет 97 Кредит 76

- 8000 руб. - патентная пошлина отнесена на расходы будущих периодов;

Дебет 60, 76 Кредит 51

- 590 000 руб. - перечислен единовременный платеж;

Дебет 19 Кредит 60, 76

- 90 000 руб. - отрaжен НДС с суммы единовременного платежа;

Дебет 97 Кредит 60, 76

- 500 000 руб. - разовый плaтеж учтен в составе расходов будущих периодов;

Дебет 68 Кредит 19

- 90 000 руб. - зачтен НДС с суммы единовременного платежа;

Дебет 20, 44 Кредит 60, 76

- 60 000 руб. - начислен ежемесячный платеж;

Дебет 19 Кредит 60, 76

- 10 800 руб. - отражен НДС с суммы ежемесячного плaтежа;

Дебет 20, 44 Кредит 97

- 8466,67 руб. ((8000 руб. + 500 000 руб.) : 60 мес.) - учтенa

часть расходов будущих периодов.

 

По материалам издания «Московский бухгалтер».

 

 

2012 © Profaccount.ru

Сайты патнеров
Рейтинг@Mail.ru    Rambler's Top100    Яндекс.Метрика