Другие подразделения:
Partners
Вход для клиентов


Вопрос партнеру
Our partners Контактная информация
  • Адрес:
    109316, Москва,
    Остаповский проезд, д.3

  • Телефон \ факс:
    +7 (495) 781-6435

  • Электронная почта:


Профэккаунт - бухгалтерские услуги
Наш телефон:
(495) 781-6435
Комплексное

бухгалтерское обслуживание

Профэккаунт - Главная
   |      |      |      |      |   Партнеры
Онлайн калькулятор

Бух учет: Не выходите за пределы 20 процентов

Налоговый контроль цен

Так налоговый контроль выглядит на бумаге. Однако мы не зря привели выше дословную формулировку пп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ.

Дело в том, что даже сами инспектора точно не знают, как ее использовать: от какого «уровня цен» следует отсчитывать 20 процентов? Что такое «идентичные (однородные) товары»? Какой период времени можно считать «непродолжительным»?

Расскажем о том, как эти вопросы решают на практике.

Как рассчитать уровень цен

С «уровнем цен» есть хоть какая-то ясность. Большинство специалистов (как налоговики, так и независимые эксперты) сходятся во мнении, что за точку отсчета нужно брать средневзвешенную цену, по которой компания продает или покупает тот или иной товар.

Пример

ЗАО «Актив» производит стулья одной модели. В течение определенного времени фирма продала:
200 стульев по цене 550 руб. за штуку;
100 стульев по цене 500 руб. за штуку;
200 стульев по цене 450 руб. за штуку.

В таком случае «уровень цен» за этот период составит:

(200 шт. 550 руб. + 100 шт. × 500 руб. + 200 шт. × 450 руб.) /

(200 шт. + 100 шт. + 200 шт.) = 500 руб.

Ни одна из использованных фирмой цен не отклоняется от этого значения более чем на 20%. Поэтому проверять, соответствуют ли эти цены рыночным, налоговики не имеют права.

Как определить однородность товаров

С «идентичными (однородными) товарами» все сложнее. Согласно Налоговому кодексу, идентичными считаются «товары, имеющие одинаковые, характерные для них основные признаки». Однородные - это такие товары, которые, «не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и компоненты, что позволяет им выполнять одни и те же функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми».

Определяя идентичность или однородность товаров, нужно учитывать их физические характеристики, качество и репутацию на рынке, наличие товарного знака, страну происхождения и производителя. Последняя оговорка не раз ставила крест на попытках налоговиков доказать в суде, что товары, которые продает или покупает фирма, «идентичные» или «однородные».

Непродолжительный период времени

Нет единства и в вопросе, сколько длится «непродолжительный период времени». Одни предлагают считать таковым длительность производственного цикла, другие - квартал, третьи - год.

Кто тут прав, сказать невозможно. В случае спора последнее слово останется за судом, который будет рассматривать дело с учетом специфики конкретного товара. Ведь, например, цены на продукты питания и автомобили меняются с разной скоростью. Поэтому и «непродолжительные периоды времени» по ним должны быть разными.

И, наконец, еще один важный момент. Если цены на ваши товары (работы, услуги) в течение «непродолжительного периода времени» по всем сделкам будут оставаться стабильными (пусть даже при этом они будут намного ниже рыночных), налоговики ничего доказать не смогут.

Конечно, иногда инспекторам удается доказать, что они вправе проверить, соответствует ли цена какой-то сделки рыночной. Как такая проверка проводится на практике, покажет пример.

Пример

ЗАО «Актив» производит мебельные гарнитуры. В течение «непродолжительного периода времени» организация продала 4 гарнитура по следующим ценам:
3 гарнитура по цене 15 000 руб. за штуку;
1 гарнитур по цене 10 000 руб.

«Уровень цен» на один гарнитур составит:

(15 000 руб. + 15 000 руб. + 10 000 руб. + 15 000 руб.) / 4 шт. = 13 750 руб.

1. По тем сделкам, где «Актив» продавал гарнитуры по цене 15 000 руб., отклонение от «уровня цен» составило:
(15 000 руб. - 13 750 руб.) / 13 750 руб. × 100% = 9,09%.

Это меньше 20%, следовательно, по этим сделкам налоговая инспекция цены контролировать не может.

2. По сделке, где «Актив» продавал гарнитуры по цене 10 000 руб., отклонение от «уровня цен» составило:
(13 750 руб. - 10 000 руб.) / 13 750 руб. × 100% = 27,3%.

Это больше 20%, следовательно, налоговая инспекция может проверить, соответствует ли цена этой сделки рыночной.

Предположим, фискалы выяснили, что рыночная цена на такие же гарнитуры в это время составляла:
11 000 руб. (ситуация 1);
17 000 руб. (ситуация 2).

Ситуация 1

Отклонение цены проверяемой сделки от рыночной в данном случае составит:
(11 000 руб. - 10 000 руб.) / 11 000 руб. × 100% = 9,09%.

Это меньше 20%. Значит, даже, несмотря на то, что рыночная цена больше «реальной», доначислять выручку и налог на прибыль налоговики не вправе.

Ситуация 2

Отклонение цены проверяемой сделки от рыночной в данном случае составит:
(17 000 руб. - 10 000 руб.) / 17 000 руб. × 100% = 41,18%.

Это больше 20%.

Следовательно, выручку нужно отразить в налоговом учете исходя из рыночной цены гарнитура (17 000 руб.).

Однако, даже если проверяющие решили доначислить вам налог, не спешите с этим соглашаться. Решение инспекции можно обжаловать в суде. И тогда налоговики должны будут доказать, что цены, по которым они рассчитали налог, действительно являются рыночными. А это как раз очень непросто. Как показывает арбитражная практика, большинство дел по 40-й статье разваливается именно из-за того, что суд не признает цены, из которых исходили инспектора, рыночными.

Формально в п. 11 ст. 40 НК РФ записано: «...при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках».

Официальные источники информации

О том, что такое «официальные источники информации», в Налоговом кодексе нет ни слова. Некоторые налоговые инспекции на местах попытались разобраться в этом, но особой ясности в данный вопрос так и не внесли.

Вот, например, что понимают под «официальными источниками информации» московские налоговики:

  • биржевые котировки по сделкам с товаром на ближайшей к месту нахождения продавца или покупателя бирже;
  • информация органов, регулирующих ценообразование;
  • информация в печатных изданиях;
  • заключение оценщика о рыночной стоимости товара (работы, услуги).

Иными словами, по мнению самих же налоговиков, единого источника информации о рыночных ценах в России не существует. И если спор дойдет до суда, налоговая инспекция может предложить один источник (например, данные Росстата), а вы - другой (например, каталог «Услуги и цены»). Скорее всего, разбирательство закончится в вашу пользу.

Рассмотрим одно подобное дело.

Пример

Фирма торговала лесоматериалами. Проведя проверку, налоговые инспектора решили, что цены, которые применяет компания, не соответствуют рыночным. И доначислили налог на прибыль, исходя из рыночных цен, а также взыскали пени. Рассчитывая «рыночную» выручку компании, налоговики использовали информацию органов статистики о цене одного кубического метра лесоматериалов.

Фирма с решением инспекторов не согласилась и подала иск в арбитражный суд. А судьи встали на сторону компании (см. Постановление ФАС Центрального округа от 19 ноября 2004 г. № А62-1745/04).

По мнению арбитров, в качестве источника информации о рыночных ценах сотрудники налоговой службы выбрали «ненадлежащие объекты» - органы статистики. Эти органы не считаются официальным источником информации, поскольку могут предоставить данные не о рыночной, а лишь о средней цене предприятий-производителей.

А раз так, решили судьи, то и рыночная стоимость лесоматериалов была определена контролерами неверно. Следовательно, доначислять налог на прибыль, исходя из этой стоимости, инспектора права не имели.

По материалам журнала "Расчет".

 

 

2012 © Profaccount.ru

Сайты патнеров
Рейтинг@Mail.ru    Rambler's Top100    Яндекс.Метрика