Другие подразделения:
Partners
Вход для клиентов


Вопрос партнеру
Our partners Контактная информация
  • Адрес:
    109316, Москва,
    Остаповский проезд, д.3

  • Телефон \ факс:
    +7 (495) 781-6435

  • Электронная почта:


Профэккаунт - бухгалтерские услуги
Наш телефон:
(495) 781-6435
Комплексное

бухгалтерское обслуживание

Профэккаунт - Главная
   |      |      |      |      |   Партнеры
Онлайн калькулятор

Бух.учет и налогообложение: УСН: авансовые платежи и минимальный налог

Фирмы, находящиеся на УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», не вправе по окончании налогового периода внести в бюджет сумму налога меньше определенного размера. Согласно пункту 6 статьи 346.18 Налогового кодекса, если по итогам года сумма исчисленного по общим правилам единого налога меньше предусмотренного минимального налога, перечислить в казну необходимо именно последний. При этом сам минимальный налог тоже величина нефиксированная и подлежит расчету. Он равен 1 проценту от налоговой базы, представляющей собой доходы «упрощенца», определяемые в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса. Иными словами, в некоторых случаях обязанность по уплате минимального налога все же может не возникнуть вовсе. Речь, в частности, идет о ситуациях, когда компания в течение года не вела деятельности и соответственно не получала доходов (письмо УМНС по г. Москве от 26 января 2004 г. № 21-09/05150).

Если доходы имеются, то для того чтобы определить, в каком размере необходимо уплачивать налог в бюджет, - минимальном или реальном, бухгалтеру необходимо выполнить следующий алгоритм действий:

1.      Определить размер доходов.

2.      Рассчитать налоговую базу, уменьшив доходы на величину расходов.

3.      Исчислить сумму единого налога, умножив налоговую базу на 15 процентов.

4.      Определить сумму минимального налога, умножив доходы на 1 процент.

5.      Сравнить единый и минимальный налоги.

Как видим, сам расчет не представляет особых сложностей. Сумму разницы между уплаченным минимальным налогом и исчисленным в общем порядке единым налогоплательщик вправе в следующем году включить в состав расходов, в том числе увеличив сумму убытков, которые в соответствии с пунктом 7 статьи 346.18 Кодекса могут быть перенесены на будущее.

Но если компания столкнулась с необходимостью уплаты минимального налога, это прежде всего говорит о том, что в финансовом отношении ее положение не слишком благополучно. А значит, вопрос эффективного использования оборотных средств и, в частности, оптимизации налоговых платежей стоит наиболее остро. Между тем, если по итогам хотя бы одного из отчетных периодов текущего года фирма получала «прибыль», то согласно пункту 4 статьи 346.21 Кодекса, она уплачивала и авансовые платежи по единому налогу. При таких обстоятельствах ей гораздо выгоднее было бы не отвлекать на отчисление минимального налога оборотные средства, а зачесть в счет его внесенные платежи.

Можно, но...

Долгое время специалисты главного финансового ведомства выступали против проведения зачета авансовых платежей по единому налогу в счет уплаты налога минимального. Свою позицию они аргументировали тем, что подобные доходы казны распределяются Федеральным казначейством по различным уровням бюджетной системы и по разным нормативам отчислений. Вместе с тем решение о зачете может быть принято лишь при условии, что налоговая переплата направляется в счет предстоящих платежей в тот же бюджет, что и излишне уплаченный налог (письма Минфина от 28 марта 2005 г. № 03-03-02-04/1/92, от 29 декабря 2004 г. № 03-03-02-04/1/110).

Смягчил свою позицию Минфин лишь после принятия Президиумом ВАС постановления от 1 сентября 2005 года № 5767/05. Высшие арбитры тогда пришли к выводу о допустимости зачета авансовых платежей по единому налогу в счет минимального налога и признали неправомерным отказ налоговой инспекции провести подобную операцию. Они указали, что минимальный налог - это тот же единый налог, поскольку точно так же определяется по результатам хозяйственной деятельности «упрощенца» за год, и несколько иной порядок расчета не делает его другим налогом. А согласно пункту 5 статьи 346.21 Налогового кодекса исчисленная по итогам года сумма единого налога подлежит уменьшению на сумму внесенных в течение налогового периода авансовых платежей. Следовательно, с учетом их суммы необходимо уплачивать и минимальный налог. Однако вердикт ВАС не решил всех проблем.

Позицию высших арбитров финансисты, безусловно, учли. Уже в письме от 28 декабря 2005 года № 03-11-02/83 они признали, что принятие решения о зачете авансовых платежей по единому налогу в счет уплаты минимального налога все же возможно, но лишь в пределах 10 процентов от налога, перечисленного авансом.

Дело в том, что законодательную норму, обуславливающую принятие решения о зачете одинаковым «бюджетным адресатом» и налоговой переплаты, и предстоящих платежей, в счет которых она зачисляется, на тот момент никто не отменял (п. 5 ст. 78 НК, п. 10 ст. 7 Закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ). Между тем 90 процентов единого налога зачисляется в счет регионального бюджета и лишь 10 распределяются между внебюджетными фондами - ФСС, ФФОМС и ТФОМС. Одновременно 60 процентов минимального налога попадает в бюджет ПФР, а 40 процентов также делят между собой остальные фонды (ст. 56, 146 БК). Таким образом, лишь 10 процентов от авансовых платежей зачисляется в тот же бюджет, куда попадает и минимальный налог (письмо Минфина от 28 декабря 2005 г. 03-11-02/83)

В более позднем письме от 21 сентября 2007 года Минфин лишь ограничился указанием на то, что зачет возможен, и только после принятия инспекцией соответствующего решения обязанность по уплате минимального налога будет считаться исполненной. Однако до начала текущего года сомневаться в том, что специалисты по налоговому учету согласятся направить в счет минимального налога лишь 10 процентов от суммы авансовых платежей, не приходилось. Таким образом, у налогоплательщиков оставалось два пути: либо вернуть переплату «живыми» деньгами, либо зачесть в счет предстоящих авансовых платежей. Тем не менее в 2008 году ситуация в корне изменилась.

Дождались!

Согласно Закону от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ с 1 января 2008 года вступил в силу абзац 2 пункта 1 статьи 78 Налогового кодекса, согласно которому зачет сумм излишне уплаченных федеральных, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов. Для его реализации Минфином утвержден и приказ, предусматривающий внесение необходимых изменений в Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему России и их распределения между бюджетами (приказ Минфина от 4 сентября 2008 г. № 90н). В частности, в письме от 22 сентября 2008 года специалисты финансового ведомства дали добро на зачет излишне уплаченного ЕСН, в части, зачисляемой в Фонд социального страхования, в счет уплаты НДС, поскольку оба этих налога являются федеральными. Тот факт же, что они поступают в разные бюджеты, более никакой роли не играет.

Конечно, в статьях 13-15 Налогового кодекса, в которых указывается, какие налоги относятся к местным, региональным или федеральным, ни единый, ни минимальный налоги, уплачиваемые при УСН, не упомянуты. Тем не менее то, что оба они относятся к федеральным, косвенно подтверждается пунктом 7 статьи 12 Кодекса. Согласно данной норме, специальные налоговые режимы, устанавливаемые НК, могут предусматривать уплаты федеральных налогов, не поименованных в статье 13 Кодекса...

По материалам «Федерального агентства финансовой информации»

 

 

2012 © Profaccount.ru

Сайты патнеров
Рейтинг@Mail.ru    Rambler's Top100    Яндекс.Метрика