Другие подразделения:
Partners
Вход для клиентов


Вопрос партнеру
Our partners Контактная информация
  • Адрес:
    109316, Москва,
    Остаповский проезд, д.3

  • Телефон \ факс:
    +7 (495) 781-6435

  • Электронная почта:


Профэккаунт - бухгалтерские услуги
Наш телефон:
(495) 781-6435
Комплексное

бухгалтерское обслуживание

Профэккаунт - Главная
   |      |      |      |      |   Партнеры
Онлайн калькулятор

Затраты туроператора - бухгалтерский и налоговый учет

Классификация затрат

Компаниям-туроператорам, при организации бухгалтерского учета затрат, помогают Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью (далее – Методические рекомендации). Они утверждены приказом Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму от 4 декабря 1998 г. № 402. В соответствии с пунктом 14 Методических рекомендаций объектом калькулирования себестоимости для туроператоров является отдельный туристический продукт. Себестоимость продукта включает затраты, связанные с его производством, продвижением и продажей. Для туроператоров это особенно актуально, ведь их деятельность – это формирование, продвижение и реализация туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (туроператором).

Затраты туристической компании на производство

Стандартный перечень затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта, представлен в пункте 21 Методических рекомендаций. Он включает следующие статьи:

  • затраты по приобретению прав на услуги внешних организаций, используемые при производстве туристского продукта;
  • затраты, связанные с деятельностью производственного персонала;
  • затраты подразделений туристической фирмы, участвующих в производстве туристского продукта;
  • накладные расходы.

Однако туроператор вправе расширять номенклатуру статей затрат. В первую статью «Затраты по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемые при производстве туристского продукта» включаются затраты на следующие услуги:

  • размещение и проживание у организаций гостиничной сферы и иных организаций, оказывающих подобные услуги, а также у обладателей прав на такие услуги;
  • транспортное обслуживание у перевозчиков и иных предприятий, оказывающих, в частности у организаторов чартерных программ, а также обладателей прав на такие услуги;
  • питание у организаций общественного питания и иных организаций, оказывающих подобные услуги, а также у обладателей прав на такие услуги;
  • экскурсионное обслуживание у экскурсионных бюро и иных организаций, оказывающих подобные услуги, в частности у организаторов круизов и сафари, а также обладателей прав на такие услуги;
  • медицинское обслуживание, профилактика и лечение заболеваний у медицинских учреждений и организаций, санаториев, профилакториев и иных организаций, оказывающих такие услуги, а также у обладателей прав на такие услуги;
  • визовое обслуживание (а также иные затраты, связанные с оформлением поездки);
  • услуги культурно-просветительского, культурно-развлекательного и спортивного характера у организаций культуры, спорта и иных организаций, оказывающих такие услуги, а также у обладателей прав на такие услуги;
  • страхование туристов в период поездки, в том числе страхование туристов от несчастных случаев и медицинскому страхованию;
  • услуги гидов-переводчиков и сопровождающих;
  • иные услуги, используемые при производстве туристского продукта.

Все вышеперечисленные затраты включаются в себестоимость турпродукта в случае если туроператор выкупает соответствующие услуги. Производственным персоналом фирмы-туроператора называются сотрудники, занимающиеся производством туристского продукта, а также находящиеся в штате организации и выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера. В статью «Затраты, связанные с деятельностью производственного персонала» включаются:

  • оплата труда данных работников;
  • оплата социальных нужд работников (ЕСН, взносы на обязательное пенсионное страхование и социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);
  • Служебные разъезды персонала, включая затраты по использованию в служебных целях личного автотранспорта.

Следуя статье «Затраты подразделений туристской организации, участвующих в производстве туристского продукта», фиксируются затраты подразделений туристической компании, участвующих в производстве туристского продукта методом выполнения отдельных видов работ или услуг. Данными подразделениями считаются отели и гостиницы, санатории и дома отдыха, мотели, кемпинги, спортивные сооружения, специальный туристский транспорт и т. п. Исчисление себестоимости работ и услуг, выполняемых данными подразделениями, производится в общем порядке, используемом специализированными организациями соответствующего вида. И, в итоге, по статье «Накладные расходы» фиксируются остальные затраты, связанные с производством турпродукта, в частности:

  • оплата труда управленческого персонала и хозяйственных работников;
  • командировки, включая затраты по оформлению загранпаспортов и иных выездных документов;
  • содержание и эксплуатация зданий и помещений административного и хозяйственного назначения;
  • пожарная и сторожевая охрана;
  • арендные имущественные платежи;
  • амортизационные отчисления;
  • освоение новых туров;
  • услуги мобильной, телефонной, почтовой связи;
  • приобретение специальных бланков и документов;
  • подготовка и переподготовка, обучение кадров;
  • резерв на ремонт основных средств;
  • представительские расходы.

Часть расходов, относящихся к накладным, в соответствии с правилами бухгалтерского учета, в частности нормами ПБУ 10/99 «Расходы организации», не включаются в состав расходов по обычным видам деятельности. Они представляют собой прочие расходы. К ним также относятся расходы на оплату услуг банков по обслуживанию счетов компании, электронных расчетов юс помощь пластиковых карт (кредитных и дебетовых), по операциям, связанным с обращением денежных документов, по торгово-комиссионным и аналогичным операциям, а также платежи по процентам за кредиты банков.

Коммерческие расходы туристической компании

К коммерческим затратам, связанным с продвижением и продажей туристского продукта, относятся:

  • деятельность точек реализации (турагентств) в качестве подразделений туристской организации (включая оплату труда работников данных подразделений с обязательными отчислениями, затраты на аренду, содержание, эксплуатацию зданий, помещений, основных средств данных подразделений и т. д.);
  • комиссионные, агентские и иные вознаграждения сторонним организациям (турагентствам), оказывающим туристской организации коммерческие услуги;
  • оплата труда работников туристской организации, непосредственно занимающихся продвижением туристского продукта, а также отчисления на социальные нужды;
  • реклама;
  • организация и участие в выставках, способствующих продвижению продукта.

Бухучет

Согласно п. 37 Методических рекомендаций учет затрат на производство туристского продукта организуется, в основном, по заказному методу. То есть объектом учета затрат становится отдельный заказ на производство определенного туристского продукта или группы стандартных продуктов, либо совокупность заказов на производство туристских продуктов, которые объединяются по определенному качественному признаку (направление, сезонность и т. п. бухгалтерский учет затрат на проведение конференции).

Затраты на производство

Учет затрат на туристский продукт осуществляется на счете 20 «Основное производство», к которому открываются субсчета по направлениям туристической деятельности (организация выездного туризма, организация приема туристов, ведение бухгалтерского и налогового учета при формировании затрат в строительстве списков туристов и т. п.) либо видам туризма (водный, горный, пеший и т. п.). Затраты подразделений туристской компании, осуществляющих отдельные работы или услуги, использующиеся при производстве туристского продукта, учитываются на счете 23 «Вспомогательные производства». Накладные расходы учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы». В соответствии с учетной политикой они либо включаются в себестоимость отдельных видов турпродуктов, то есть списываются на счет 20 «Оснoвное производство», либо списываются в дебет счета 90 «Продажи» и налоговый учет расходов организации.

Расходы на продажу

Коммерческие расходы, связанныe с продвижением и продажей турпродукта, собираются на счете 44 «Расходы на продажу», который ежемесячно закрывается на счет 90 «Продажи».

Предоплаты и расходы будущих периодов

Часто компании-туроператоры оплачивают услуги сторонних организаций, входящих в состав турпродукта, единовременно и зaранее. К примеру, выкупают блоки мест на прeдстоящие рейсы, перечисляют предоплату за забронированные в отелях номера (порядок ведения бухгалтерского и налогового учета организаций туроператоров). В таких случаях осуществляется перечисление предоплаты или авансов в счет предстоящего оказания контрагентом услуг. Поэтому перечисленные суммы отражаются в учете в качестве выданных авансов и предоплаты по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Использовать счет 97 «Расходы будущих периодов» в таких ситуациях невозможно. А вот если турфирма осуществила расходы, которые будут приносить отдачу в течение нескольких отчетных периодов, например, приобрела специализированную компьютерную программу, справочную правовую систему, рекламный ролик (без получения исключительных прав на них), нужно применять счет 97 «Расходы будущих периодов», а также учет и ведение бух программ в бухгалтерском учете.

Списание расходов и «незавершенка» туроператора

Несмотря на то, что туристические компании не являются производителями продукции, а значит, и не имеют изделий, не прошедших всех стадий обработки, которые принято рассматривать как незавершенное производство, у них формируется дебетовое сальдо счета 20 «Основное производство» в конце отчетного периода (например, бухгалтерский и налоговый учет расходов при проведении промоакций или акций). Так как на конец месяца остаются нереализованные турпродукты, расходы, на которые уже исполнены. Тем более что, согласно пункту 51 Методических рекомендаций, моментом определения выручки от продажи туристского продукта является дата окончания тура. Вeдь именно в этот момент завершается оказание туристу комплекса приобретенных им услуг. Следовательно, себестоимость реализованного турпродукта списывается на уменьшение выручки в тот же день. Поэтому сумма зaтрат на производство туристского продукта, не проданного в данном отчетном периоде (бухгалтерский и налоговый учет), относится к незавершенному производству, которое оценивается либо по всем статьям калькуляции, либо по прямым производственным затратам – все зависит от учетной политики турфирмы.

Туроператорская и посредническая деятельность

В соответствии с пунктом 49 Методических рекомендаций, если одновременно с продвижением и продажей туристского продукта собственного производства туристическая компания продвигает и продает туристский продукт других организаций и оказывает прочие коммерческие услуги, она является посредником. В таком случае турфирма обязана обеспечить раздельный учет затрат по осуществляемым ею видам деятельности (туроператорской и посреднической), см. общие сведения об организации бухгалтерского и налогового учета на предприятии.

Налоговый учет

А теперь попробуем разобраться, каким образом расходы фирмы-туроператора отражаются в налоговом учете. Ведь для целей налогообложения не существует такого понятия, как «себестоимость».

При общей системе налогообложения

В соответствии со статьей 318 Налогового кодекса РФ, каждый налогоплательщик имеет право самостоятельно устанавливать список расходов, которые будут считаться прямыми. К примеру, в целях налогообложения в учетной политике можно закрепить список прямых расходов, соответствующий тем расходам (калькуляционным статьям и организация и анализ ведения бухгалтерского учета затрат на производство), относящимся на счет 20 «Основное производство» в бухгалтерском учете турфирмы. Накладные и коммерческие расходы туроператора в налоговом учете рассматривают как косвенные, которые в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного периода.

Лимитирование расходов в целях налогообложения

Некоторые виды расходов в целях налогообложения прибыли лимитируются (как, например, расходы на отдельные виды рекламы или представительские расходы), а некоторые не подлежат признанию в налоговом учете вообще (например, если они указаны в статье 270 Налогового кодекса РФ). В случае если туристическая компания применяет в налоговом учете метод начислений, расходы списываются в порядке, предусмотренном в статье 272 Налогового кодекса РФ. Датой признания расходов на приобретение работ и услуг производственного характера, каковыми считаются сведения об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета, к примеру, расходы на приобретение услуг по размещению, питанию, транспортировке туристов, считается дата подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи соответствующих работ и услуг. А расходы на командировки списываются на дату утверждения авансового отчета. В том случае, если перечислены предоплаты или авансы по еще не оказанным контрагентами услугам, данные суммы не получится включить в состав расходов текущего периода.

В случае если туристическая компания применяет кассовый метод признания доходов и расходов в соответствии с нормами статьи 273 Налогового кодекса РФ, расходы туроператора признаются на дату их оплаты.

При «упрощенке»

Если туроператор использует в своей работе «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», бухгалтеру придется отразить расходы на формирование турпродукта в налоговом учете.

Однако здесь никакой речи о формировании себестоимости турпродукта и его списании в момент окончания тура не идет. Расходы туроператора признаются по мере перечисления (выплаты) денежных средств, если понесенные расходы упомянуты в закрытом перечне, приведенном в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. К примеру, расходы на оплату труда сотрудников списываются в день фактической выплаты зарплаты. Наиболее затратной статьей становятся расходы на услуги проезда, проживания питания туристов, являющихся туристами партнерами компании-туроператора. Данные расходы также учитываются при упрощенной системе – в составе материальных расходов на основании пп. 5 п. 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Компании, работающие по «упрощенке», определяют материальные расходы так же, как и плательщики налога на прибыль, – по правилам, прописанным в статье 254 Налогового кодекса РФ. А в соответствии с пп. 6 п. 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ, к материальным расходам относятся расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых внешними, сторонними организациями или ИП. К услугам производственного характера относится также и выполнение отдельных операций по оказанию услуг. Тем временем, именно это и делают партнеры компании-туроператора: оказывают услуги по транспортировке туристов, их размещению и проживанию, обеспечению питанием и т. д., в конечном счете, входящие в единый комплекс услуг, называемый турпродуктом, который и реализует фирма-туроператор. Вследствие чего расходы на оплату услуг гостиниц, транспортных компаний и предприятий общественного питания напрямую связаны с производством турпродукта и являются материальными расходами по его производству. Данная позиция подтверждается в разъяснении Минфина России в письме от 21 января 2005 г. № 03-03-02-05/1.

По материалам журнала "Учет в туристической деятельности".

 

 

2012 © Profaccount.ru

Сайты патнеров
Рейтинг@Mail.ru    Rambler's Top100    Яндекс.Метрика