Другие подразделения:
Partners
Вход для клиентов


Вопрос партнеру
Our partners Контактная информация
  • Адрес:
    109316, Москва,
    Остаповский проезд, д.3

  • Телефон \ факс:
    +7 (495) 781-6435

  • Электронная почта:


Профэккаунт - бухгалтерские услуги
Наш телефон:
(495) 781-6435
Комплексное

бухгалтерское обслуживание

Профэккаунт - Главная
   |      |      |      |      |   Партнеры
Онлайн калькулятор

Основы деятельности организаций: Обособленные подразделения строительных компаний.

Обособленные подразделения в целях налогового учета прописаны в ст. 55 «Представительства и филиалы» ГК РФ:

  • представительством называется обособленное подразделение юрлица, расположенное вне места его нахождения, представляющее его интересы и осуществляющее его защиту;
  • филиал является обособленным подразделением юрлица, также находящееся отдельно от него и осуществляющее все его функции или их часть, и функции представительства в том числе.

Кстати, согласно гражданскому законодательству, представительства и филиалы не являются юридическими лицами, но всегда указываются в учредительных документах создавшего их юрлица.

В налоговом законодательстве «обособленное подразделение» объясняется более подробно. Это территориально обособленное от организации подразделение, с оборудованными стационарными рабочими местами. Рабочее место является стационарным, при создании его на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ). Местонахождением подразделения компании считается место осуществления его деятельности через свое обособленное подразделение (п. 2 ст. 11 НК РФ). А что такое рабочее место, подробно расписано в ст. 209 ТК РФ: это место, где сотрудник находится либо куда он обязан прибыть в связи с работой, рабочее место при этом находится под контролем работодателя.

В Письме Минфина РФ от 10.07.2008 № 03-02-07/1-271, говорится: в случае если компания не создала оборудованные рабочие места для работников или продолжительность работ в одном населенном пункте длится не более месяца, работа в таких условиях не является созданием обособленного подразделения. Ранее Минфин говорил (Письмо от 05.08.2005 № 03-02-07/1-211), что если компания не создала хотя бы одно стационарное рабочее место, то основания для постановки на налоговый учет по месту деятельности данной компании, отсутствуют.

Согласно Письму Минфина России от 11.07.2008 № 03-02-07/1-275, идентифицирующих признаков обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством, является адрес, по которому эта организация осуществляет деятельность, отличающийся от адреса (места нахождения) самой организации.

Взять, к примеру, строительные компании, которые часто работают на объектах, находящихся за пределами административно-территориальной единицы регистрации налогоплательщика. Организация работ происходит при этом в форме командировки или вахтового метода и длится несколько месяцев. В этом случае, по мнению налоговиков, речь идет о создании обособленного подразделения, которое регистрируется в установленный срок. Иначе компанию ждут внушительные штрафные санкции. Заметьте, что если дело доходит до судебного разбирательства, то суды часто поддерживают налоговиков.

К примеру, ФАС СКО в Постановлении от 21.09.2006 № Ф08-4234/2006-1814А говорит: согласно положениям ст. 11 НК РФ в целях признания обособленного подразделения таковым должен быть установлен факт территориальной обособленности подразделения и создания рабочих мест, обладающих признаками стационарности и оборудованности.

Территориальной обособленностью называется расположение структурного подразделения отдельно от головной компании и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу. То есть подразделение является территориально-обособленным от головной организации в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иной налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика.

Создание всех необходимых для осуществления трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей называется оборудованностью. Оборудование компаний стационарных рабочих мест на срок более одного месяца и следует считать созданием обособленного подразделения. Форма организации работ (вахтовый метод либо командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения.

Из материалов данного дела видно, что общество по договору субподряда выполняло работу на объекте, расположенном в другом районе, что подтверждено справками о цене выполненных работ. Часть вышеназванных работ осуществлялась собственными силами, часть – сторонними организациями. Для исполнения работ собственными силами общество направляло своих сотрудников в командировку (данный факт подтвержден табелями учета рабочего времени, командировочными удостоверениями и служебными заданиями и ведение бухгалтерского учета в организации имеющей обособленное подразделение).

Налоговики сделали вывод, что деятельность общества на территории другого района при строительстве объекта отвечает требованиям п. 2 ст. 11 НК РФ. Стройплощадки являются обособленными подразделениями, через которые строительные компании осуществляют свою деятельность.

Суд поддержал налоговиков. Из командировочных удостоверений, имеющихся в материалах дела, видно, что сотрудники направлялись в командировку на срок не более 19 дней, но были взаимозаменяемы, то есть фактически рабочие места существовали в течение периодов, превышающих один месяц. Тем самым подтверждается создание обществом стационарных рабочих мест в другом районе (организация налогового учета на предприятии).

Тот же ФАС в Постановлении от 29.11.2006 № Ф08-6161/2006-2552А по такому же вопросу сообщает, что спорная деятельность исполнялась работниками за пределами административно-территориальной единицы регистрации самого общества, подконтрольной иному налоговому органу, так как ответственность за ведение бухгалтерского учета возлагается на руководителя. Суд сделал вывод о доказанности создания обществом обособленного подразделения, которое следовало поставить на налоговый учет по п. 2 ст. 117 НК РФ.

Следует отметить тот факт, что ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе влечет за собой последствия в виде штрафа:

  • 10% полученных доходов, но не меньше 20 000 руб. (п. 1 ст. 117 НК РФ);
  • 20% доходов, но не меньше 40 000 руб., в случае если деятельность осуществлялась без постановки на учет более 90 календарных дней (п. 2 ст. 117 НК РФ).
  • ведение бухгалтерского учета в жкх

В Постановлении ФАС ЦО от 30.10.2008 № А09-6369/07-29 сказано, что в проверяемый период обществом по договорам подряда выполнялись строительно-монтажные работы на строительных площадках заказчика. При этом работы на данных объектах осуществлялись силами командированных сотрудников подрядчика в сроки, превышающие 1 месяц, что подтверждено договорами подряда, а также справками о стоимости выполненных работ и затрат (унифицированная форма № КС-3). Состав и количество сотрудников изменялось в зависимости от объема работ на том или ином объекте. Суд сделал вывод о том, что территориально обособленные производственные участки (строительные площадки) общества являются обособленными подразделениями. При этом не важно, имеется ли у такого обособленного подразделения собственный расчетный счет, печать, штамп и бланки, отдельный баланс.

Суд отклонил довод налогоплательщика о том, что необходимо применить к данным правоотношениям определение обособленного подразделения юридического лица, содержащегося в ст. 55 ГК РФ, отметив, что в целях налогообложения, в силу прямого указания п. 2 ст. 11 НК РФ, используется понятие, содержащееся в НК РФ.

Регистрация обособленных подразделений обсуждается особенно остро для строительных компаний, так как нахождение стройплощадки и головного офиса на «единой территории» скорее является исключением, чем правилом. Стоит отметить, что во всех вышеназванных примерах говорилось о штатных сотрудниках, командированных для исполнения работ в другую местность, что позволяло налоговым инспекторам заявлять о создании рабочих мест и образовании обособленных подразделений, а судьям выносить решения в пользу налоговиков. В случае если компания привлекает физических или юридических лиц на основе гражданско-правовых договоров (например, субподряда), то, согласно мнению судебных арбитров, речи об образовании подразделения быть не может. ФАС МО в Постановлении от 29.01.2008 № КА-А40/14894-07 рассматривал дело, в котором налогоплательщик являлся генеральным подрядчиком и исполнял свои обязанности перед заказчиком, привлекая к отдельным видам работ субподрядчиков и физических лиц, оставаясь ответственным перед заказчиком за общий результат - ведение бухгалтерского учета обособленного подразделения. Данные действия генподрядчика соответствовали как условиям заключенного с заказчиком договора, так и положениям ст. 706 ГК РФ. Арбитры были согласны с тем, что на территории района, где данные работы осуществлялись, генподрядчиком не было создано стационарных рабочих мест, так как к выполнению работ не было привлечено ни одного лица, состоящего с ним в трудовых правоотношениях. Доказательств обратного налоговики суду не представили.

Согласно постановлению, а также учитывая ст. 11 НК РФ, ч. 2 ст. 20 и ч. 6 ст. 209 ТК РФ для квалификации действия компании через обособленное подразделение, помимо территориальной обособленности, следует доказать факт выполнения трудовых обязанностей работниками данной компании, имеющих с компанией трудовой договор. Суд сделал вывод о том, что у генподрядчика не было обязанности вставать на налоговый учет по месту проведения работ и представлять налоговую отчетность в налоговый орган, так как в этот период им не осуществлялась какая-либо деятельность через обособленное подразделение.

Такая же ситуация рассматривалась и в Постановлении ФАС СКО от 20.06.2007 № Ф08-3590/2007-1449А. Генподрядчик и краевое министерство ЖКХ работали на основе договора, согласно которому строительная организация обязалась выполнить аварийно-восстановительные работы на объектах, расположенных в различных районах края. Суд сделал вывод о том, что основной объем работ фактически исполнен субподрядными организациями. Доказательства создания генподрядчиком рабочих мест, отвечающих требованиям стационарности и оборудованности, налоговики в материалы дела не представили. Кроме того, инспекция не подтвердила факт направления генподрядчиком своих работников по месту производства спорных работ (доставка строительной техники к месту проведения работ бухгалтерский учет). Суд снова решил, что деятельность генподрядчика, проводимая на объектах, не подпадает под понятие обособленного подразделения, данное в ст. 11 НК РФ, и освободили строительную компанию от уплаты штрафа.

К сведению: в п. 4 ст. 215 АПК РФ прописано, что доказательство обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя, то есть на налоговых инспекторов. Следуя п. 6 ст. неустранимые сомнения в виновности привлекаемого к ответственности лица толкуются в пользу этого лица.

Организация выиграла судебный процесс и в Постановлении ФАС СЗО от 16.10.2006 № А05-3741/2006-29. В данном случае фигурантом дела был трест инженерно-строительных изысканий, на который инспекторы наложили штраф по ст. 116 НК РФ – за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней.

В обоснование своих требований компания сослалась на то, что сотрудники направлялись в служебные командировки для выполнения кратковременных работ в полевых условиях, без организации стационарных рабочих мест для них. Специфика работы треста такова, что в течение года им выполняются изыскания более чем по 100 договорам подряда и, по мнению налоговиков, тресту следует создать 100 обособленных подразделений.

В подтверждение инспекторы предоставили договор, согласно которому трест осуществлял инженерно-геологические и инженерно-метеогидрологические изыскания в целях разработки рабочей документации на строительство объектов, договоры аренды жилых помещений, для проживания командированных работников треста. Также речь шла о договорах хранения имущества компании. Но и здесь суд не поддержал налоговиков, считая предоставленные документы не достаточным доказательством факта создания обособленных подразделений в виде оборудования стационарных рабочих мест (организация и ведение налогового учета).

Таким образом, делаем вывод: избежать уплаты штрафа вполне возможно, сославшись на несоблюдение налоговиками порядка привлечения к налоговой ответственности.

В арбитражной существует множество примеров, когда организация избегала ответственности в силу того, что инспекторы неправильно квалифицировали совершенное правонарушение. К примеру, ФАС СКО (Постановление от 11.01.2007 № Ф08-6958/2006-2865А) отменил решение о взыскании штрафа, отметив, что ответственность за осуществление деятельности обособленного подразделения без постановки на учет более трех месяцев предусмотрена в п. 2 ст. 117 НК РФ, в то время как налоговый орган сослался на п. 1 этой статьи.

Постановка на учет

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ компания, состоящая из обособленных подразделений, расположенных на территории РФ, встает на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (при условии, что она не состоит на учете в налоговой инспекции, по местонахождению последней).

В течение месяца со дня создания подразделения в налоговый орган по месту его нахождения подается заявление о постановке на учет согласно форме № 1-2-Учет[2] (п. 4 ст. 83 НК РФ). В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ компании-налогоплательщики сообщают в письменной форме обо всех подразделениях, созданных ей на территории РФ, в течение одного месяца со дня создания согласно форме № С-09-3 «Сообщение о создании (закрытии) на территории РФ обособленного подразделения». Санкции за неправильное ведение бухгалтерского учета.

В случае если несколько подразделений компании находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, постановка компании на учет осуществляется налоговым органом по месту нахождения одного из ее подразделений, самостоятельно определяемым налогоплательщиком.

ВРЕЗ

В случае нарушения компанией срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, взыскивается штраф в размере 5 000 руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ), а на срок более 90 календарных дней – в размере 10 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Налоговый орган при этом ставит компанию на учет по месту нахождения ее подразделения в течение 5 дней со дня представления ею всех необходимых документов. В тот же срок компании выдается уведомление о постановке на учет (уведомление о снятии с учета) в налоговом органе (форма № 1-3-Учет) (п. 2 ст. 84 НК РФ).

В налоговом кодексе не раскрыт вопрос о том, с какого момента обособленное подразделение компании считается созданным. Ряд арбитражных судов считает (см. постановления ФАС УО от 07.02.2008 № Ф09-141/08-С2 и от 10.01.2007 № Ф09-11609/06-С3, ФАС ДВО от 06.12.2007 № Ф03-А73/07-2/5530), что этот данный срок исчисляется с момента создания стационарных рабочих мест. Главным квалифицирующим признаком создания обособленного подразделения остается его фактическое функционирование (Постановление ФАС УО от 10.01.2007 № Ф09-11609/06-С3). Вспомним ситуацию, рассматриваемую в Решении Арбитражного суда МО от 05.12.2005 № А41-К2-18949/05. 16 марта 2005 года некая организация представила в налоговую инспекцию заявление о постановке на учет обособленного подразделения. После проведения налоговиками камеральной проверки было установлено, что обособленное подразделение создано компанией на основании приказа ее руководителя от 1 февраля 2005 года. Выявив нарушение месячного срока, налоговики привлекли компанию к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в размере 5 000 руб. Штраф уплачен не был, и действие, конечно же, перенеслось в зал суда.

Суд не удовлетворил требования налоговиков в силу того, что инспекторами не были представлены доказательства оборудования рабочих мест по месту нахождения подразделения. Предоставленные инспекцией документы – приказ директора компании и договор аренды нежилых помещений доказательством создания рабочих мест не посчитали. В итоге, в силу п. 2 ст. 11, п. 4 ст. 83 НК РФ компания не обязана была вставать на налоговый учет в месячный срок с момента издания приказа от 1 февраля 2005 года. ФАС МО Постановлением от 03.05.2006 № КА-А41/3619-06 оставил решение данного нижестоящего суда без изменения.

Снятие с учета

Согласно п. 5 ст. 84 НК РФ при принятии закрытии компанией своего обособленного подразделения она должна подать заявление по форме № 1-4-Учет «Заявление о снятии с учета российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации». Налоговая инспекция, в свою очередь, снимает с учета ликвидированное подразделение в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления, однако, в случае проведения выездной налоговой проверки, не раньше окончания ее осуществления. Также в течение месяца со дня прекращения деятельности компании через обособленное подразделение налогоплательщик, в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ сообщает об этом в налоговую инспекцию по месту нахождения компании. Это делается по форме № С-09-3 «Сообщение о создании (закрытии) обособленного подразделения на территории РФ».

Смена местонахождения в пределах одной территории

Часто компания вынуждена менять местонахождение обособленного подразделения в пределах территории, подведомственной одному налоговому органу, например из-за окончания срока аренды помещения. Налоговые органы настаивают, что в этом случае организация должна осуществить процедуру закрытия и открытия обособленного подразделения. Минфин в данной ситуации, к сожалению, поддерживает налоговиков (письма от 14.07.2008 № 03-02-07/1-278, от 11.07.2008 № 03-02-07/1-275). Судите сами: при смене местонахождения обособленного подразделения, которое остается на учете в той же налоговой, организации придется написать заявления о снятии и постановке на налоговый учет, сверить взаиморасчеты, подготовить уточненные декларации по налогам. При этом п. 5 ст. 84 НК РФ допускает проведение выездной налоговой проверки, и тогда закрытие обособленного подразделения осуществляется не ранее ее окончания.

В арбитражной существует множество примеров, когда судьи считают, что в случае осуществления деятельности через обособленное подразделение по новому адресу организация должна была провести процедуру закрытия и открытия обособленного подразделения (Постановление ФАС ВВО от 16.09.2008 № А82-14769/2007-20).

Бухгалтерский учет

Бухгалтерская отчетность включает в себя показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (в том числе выделенных на отдельные балансы). Так гласит п. 8 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». При этом компания самостоятельно устанавливает конкретный перечень показателей для формирования отдельного баланса своего подразделения и отражения его имущественного и финансового положения на отчетную дату для нужд управления компанией (Письмо Минфина России от 29.03.2004 № 04-05-06/27).

Бухгалтерский учет в компаниях, имеющих отдельные подразделения, зависит от того, выделены ли эти подразделения на отдельный баланс. В случае если подразделение выделено на отдельный баланс, для сводки информации обо всех видах расчетов с филиалами, представительствами и другими обособленными подразделениями компании, существует счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты», к которому могут быть открыты субсчета 79-1 «Расчеты по выделенному имуществу», 79-2 «Расчеты по текущим операциям»...

По материалам журнала «Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение»

 

 

2012 © Profaccount.ru

Сайты патнеров
Рейтинг@Mail.ru    Rambler's Top100    Яндекс.Метрика