Другие подразделения:
Partners
Вход для клиентов


Вопрос партнеру
Our partners Контактная информация
  • Адрес:
    109316, Москва,
    Остаповский проезд, д.3

  • Телефон \ факс:
    +7 (495) 781-6435

  • Электронная почта:


Профэккаунт - бухгалтерские услуги
Наш телефон:
(495) 781-6435
Комплексное

бухгалтерское обслуживание

Профэккаунт - Главная
   |      |      |      |      |   Партнеры
Онлайн калькулятор

Изменения в учете и налогообложении: Обзор изменений в учете и налогообложении от журнала "Главбух" № 3/2009

Компании могут выбрать, каким из двух способов нормировать проценты по кредитам и займам: исходя из среднего процента по сопоставимым обязательствам или в пределах лимита, закрепленного в Налоговом кодексе РФ. К такому выводу пришли сотрудники финансового ведомства в письме Минфина России от 31 декабря 2008 г. № 03-03-06/2/186.

Выпустить подобное разъяснение минфиновцев вынудили антикризисные поправки, приостановившие действие абзаца четвертого пункта 1 статьи 269 Налогового кодекса РФ на период с 1 сентября 2008 года по 31 декабря 2009 года. Одновременно Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ увеличил лимит процентов, закрепленный в Налоговом кодексе РФ. С 1 сентября организации, у которых нет сопоставимых долговых обязательств, проценты по рублевым вкладам могут учитывать при расчете налога на прибыль в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,5 раза (раньше ставку умножали на 1,1). По валютным обязательствам лимит увеличился с 15 до 22 процентов годовых.

Из буквального прочтения новой редакции кодекса следует, что компании, у которых есть сопоставимые займы, не вправе нормировать проценты, ориентируясь на ставку рефинансирования или лимит, установленный для валютных обязательств.

Такие организации, если следовать поправкам, должны применять другой способ нормирования. А именно определять средний уровень процентов по сопоставимым обязательствам. То есть выданным в той же валюте, на те же сроки, в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения. В итоге налогооблагаемую прибыль уменьшит вся сумма процентов, которые не отклоняются от среднего уровня более чем на 20 процентов.

На самом деле, даже если у компании есть сопоставимые обязательства, она не лишается права выбора способа нормирования. В официальном разъяснении Минфин России указал, что расчет лимита исходя из среднего процента по-прежнему альтернативный, а не обязательный способ для компаний, у которых есть кредиты и займы, выданные на сопоставимых условиях.

Не забудьте, что какой бы способ нормирования процентов не выбрала компания, его по-прежнему нужно закрепить в учетной политике. Кроме того, в ней необходимо прописать критерии, по которым организация собирается определять сопоставимые кредиты и займы, если нормирование будет происходить исходя из средней процентной ставки по ним.

Появились новые правила и форма для отчетности по НДФЛ

В свет выпущена не только новая форма 3-НДФЛ, но и инструкция по ее заполнению. Кроме того, изменились правила заполнения справок 2-НДФЛ.

Приказ ФНС России от 30 декабря 2008 г. № ММ-3-3/694@
Приказ Минфина России от 31 декабря 2008 г. № 153н

Минюст зарегистрировал изменения в порядок заполнения справки по форме 2-НДФЛ и новую форму декларации 3-НДФЛ. Применять нововведения следует уже по итогам 2008 года.

Начнем со справки по форме 2-НДФЛ. Сама форма не изменилась. Однако заполнять ее по итогам 2008 года работодателям придется с учетом новых кодов в справочнике доходов и справочнике вычетов.

Приведем несколько кодов, которых раньше не было в справочнике доходов: 1203 (выплаты по добровольному имущественному страхованию), 2220 (доходы по договору дарения), 2762 (материальная помощь в связи с рождением ребенка). Что касается кодов вычетов, то изменения, в частности, связаны с поправками в статью 220 Налогового кодекса РФ. С 2009 года максимальный размер имущественного вычета по купленному или построенному жилью (физическое лицо может получить такой вычет у работодателя) равен не 1 000 000 руб., а 2 000 000 руб.

Что касается новой формы декларации 3-НДФЛ, то сдавать ее придется следующим физическим лицам:
— предпринимателям на общем режиме налогообложения;
— адвокатам и нотариусам, которые занимаются частной практикой;
— гражданам, получившим доходы по каким-либо договорам от источников, которые не являются налоговыми агентами;
— гражданам, получившим доход от продажи имущества или имущественных прав, выигрыши, подарки и иные суммы, если с них не был удержан НДФЛ налоговыми агентами.

В декларации появился раздел, в котором отражаются доходы, налог с которых уплачивается по ставке 15 процентов. Речь идет о дивидендах, полученных нерезидентами от участия в российских компаниях. Раньше такого раздела в декларации не было, поскольку до 2008 года по указанным доходам НДФЛ рассчитывали по ставке 30 процентов.

Из формы 3-НДФЛ убрали раздел с детальным расчетом НДФЛ, который налогоплательщик должен доплатить в бюджет или хочет вернуть. Таким образом, чиновники решили, что раздела 6, в который заносится общая сумма налога, вполне достаточно.

Чиновники рассказали о тонкостях в арестах расчетных счетов

Финансовое ведомство напомнило компаниям несколько правил, которые работают при заморозке расчетных счетов. Большинство разъяснений ставят организацию в невыгодное положение. Письмо Минфина России от 17 декабря 2008 г. № 03-02-07/1-517

В письме № 03-02-07/1-517 Минфин России ответил на несколько вопросов по поводу приостановки операций по расчетным счетам.

Во-первых, сотрудники финансового ведомства напомнили, что с 2009 года со счетов, операции по которым приостановлены по решению инспекции, компании могут перечислять страховые взносы в ПФР и в ФСС России (Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ). До 1 января такие платежи были невозможны.

Во-вторых, согласно пункту 12 статьи 76 Налогового кодекса РФ, банки не имеют права открывать компании новые расчетные счета, если старые арестованы инспекторами. Причем, как разъяснило финансовое ведомство, этот запрет действует и в том случае, если расчетные счета клиент самостоятельно закрыл до того, как ИФНС вынесла решение об аресте. Этот вывод подтверждает и судебная практика. Например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 19 февраля 2007 г. № Ф04-383/2007(31334-А81-40) и ФАС Северо-Западного округа от 30 ноября 2006 г. № А66-4337/2006, ФАС Поволжского округа от 19 июля 2005 г. № А65-27039/04-СА2-34.

В-третьих, Минфин России напомнил, что пункт 4 статьи 76 Налогового кодекса РФ не предусматривает право компании самостоятельно получить в ИФНС оригинал решения об отмене ареста расчетных счетов. Налоговики могут вручить документ лишь представителю банка или отослать в электронном виде. Но, как сказано в письме Минфина России, электронный документооборот между банком и налоговой позволит упростить процедуру разблокировки счетов в будущем.

Кроме того, Налоговый кодекс РФ не предусматривает для банка возможности получить решение об отмене ареста по факсу. Поэтому, как сказано в письме, ускорить процедуру разблокировки счетов можно только одним способом — получить налогоплательщику доверенность, которая позволит ему выступать представителем банка. Однако от себя добавим, что этот способ с 2009 года вряд ли поможет решить проблему с задержкой разблокировки, поскольку теперь представителю решение могут вручить лишь по местонахождению банка.

Вместе с тем в статье 76 Налогового кодекса РФ с 2009 года сказано, что возможны и иные способы отправки решения об отмене ареста денег. Например, ИФНС вправе выслать документ обычной почтой.

Минфин не разрешает принимать НДС к вычету по частям

Сотрудники Министерства финансов подчеркнули, что законодательство не позволяет «входной» НДС со стоимости основного средства принимать к вычету по частям и переносить на следующие кварталы. Письмо Минфина России от 16 января 2009 г. № 03-07-11/09

Сотрудники Минфина пришли к выводу, что компания не может принять к вычету лишь часть суммы «входного» НДС со стоимости основного средства. Даже в том случае, если сумма вычета превысит начисления и налог придется возмещать из бюджета.

По мнению Минфина России, статья 172 Налогового кодекса РФ содержит четкие правила налогового вычета. Воспользоваться им компания вправе, если у нее есть счет-фактура и первичные документы, на основании которых основное средство принято к учету. Таким образом, законодательство не предусматривает возможности принимать налог к вычету по частям и переносить его на следующие кварталы. Если размер вычета превысил начисленную сумму налога, НДС надо возмещать из бюджета на основании статьи 176 Налогового кодекса РФ.

Отметим, что раньше подобные разъяснения Минфин России не выпускал. Но тем не менее органы налогового учета на местах также не разрешали НДС по одному счету-фактуре принимать к вычету частями. А вот переносить всю сумму «входного» налога по одной операции разрешали — чтобы не проводить углубленную камеральную проверку, которая обязательна, если речь идет о возмещении. Возможно, новое разъяснение Минфина вынудит инспекторов поменять свою точку зрения о переносе вычета.

Налоговые агенты должны возвращать НДФЛ, удержанный по ошибке

Возвратить излишне удержанную сумму НДФЛ работнику должно предприятие. Бухгалтеру при этом достаточно написать заявление в ИФНС. Письмо Минфина России от 14 января 2009 г. № 03-04-05-01/5

Если налоговый агент удержал лишнюю сумму НДФЛ, сотрудник может потребовать возвратить деньги, написав соответствующее заявление. А налоговый агент должен переплату вернуть. Именно такой вывод сделал Минфин России из пункта 1 статьи 231 Налогового кодекса РФ.

Чиновники отметили, что никакого специального порядка зачета или возврата налоговым агентом сумм излишне удержанного НДФЛ глава 23 не устанавливает. Поэтому следует руководствоваться общим правилом зачета и возврата налогов, предусмотренным статьей 78 кодекса. Здесь сказано, что налогоплательщик вправе вернуть излишне уплаченный налог, написав заявление. Причем этот порядок распространяется и на налоговых агентов. То есть вернуть деньги работнику должна компания, получившая от него заявление.

Законодательство не конкретизирует причины, по которым может появиться переплата НДФЛ. На практике такая ситуация возникает из-за:
— ошибок в расчете НДФЛ;
— изменений законодательства, имеющих обратную силу;
— изменения статуса иностранного сотрудника.

Однако если налоговый агент не может вернуть НДФЛ сотруднику по объективным причинам (например, из-за банкротства или ликвидации компании), деньги ему будет возвращать ИФНС.

Угроза банкротства — повод для налоговой отсрочки

Отсрочка дается, если уплата сразу всей суммы налогов поставит организацию на грань банкротства. Письмо Минфина России от 12 января 2009 г. № 03-02-07/1-8

Минфин России рассмотрел одну из ситуаций, когда компания вправе получить отсрочку по налоговым платежам. Это возможно, если из-за единовременной уплаты налогов организации угрожает банкротство (подп. 3 п. 2 ст. 64 Налогового кодекса РФ).

Порядок, согласно которому предоставляется такая отсрочка, утвержден приказом ФНС России от 21 ноября 2006 г. № САЭ-3-19/798@. Согласно пункту 2.3 Порядка, помимо заявления понадобятся следующие документы:
— пояснительная записка с расшифровкой предстоящих налоговых платежей;
— сведения о расчетных, валютных, депозитных счетах и наличии средств на них по состоянию на начало года, каждого квартала и дату обращения за рассрочкой;
— документы, подтверждающие возможность банкротства из-за единовременной уплаты налогов.

Документы следует подавать в то ведомство, которое будет принимать решение об отсрочке. По федеральным налогам — ФНС России, а по региональным и местным — УФНС субъекта РФ. На то, чтобы принять решение, Налоговый кодекс РФ отводит чиновникам один месяц со дня получения заявления и других документов (п. 6 ст. 64 кодекса).

Впрочем, за весь период отсрочки по указанному основанию придется заплатить проценты исходя из 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Что, впрочем, меньше, чем пени, которые приходится платить за опоздание в обычной ситуации — когда отсрочка не предоставляется.

Расходы на модернизацию можно списать сразу, если основное средство самортизировано

Это признание Минфина означает, что пересчитывать первоначальную стоимость основного средства не нужно. Письмо Минфина России от 15 января 2009 г. № 03-03-06/1/16

Сотрудники финансового ведомства признали, что расходы на модернизацию можно учесть при расчете налога на прибыль единовременно, если основное средство уже самортизировано. То есть пересчитывать первоначальную стоимость имущества не нужно. Такой вывод в пользу компаний чиновники сделали в письме от 15 января 2009 г. № 03-03-06/1/16. Прежде всего, речь идет об основных средствах, стоимость которых изначально не превышала 20 000 руб. Такое имущество, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ, не амортизируется, а списывается при расчете прибыли единовременно после ввода в эксплуатацию. Так вот, если следовать новому разъяснению Минфина России, расходы на модернизацию — причем независимо от их суммы — можно включить в расходы, уменьшающие налогооблагаемый доход, также единовременно.

Обратите внимание: раньше Минфин России придерживался другой точки зрения и требовал пересчета первоначальной стоимости малоценного основного средства. Пример — письмо финансового ведомства от 14 апреля 2005 г. № 03-01-20/2-56.

Коротко о других изменениях

Для кого Суть изменений Реквизиты
Для всех организаций Утверждены КБК на 2009 год. Из приказа следует, что при перечислении платежей в бюджет надо применять те же коды, что и в 2008 году Приказ Минфина России от 25 декабря 2008 г. № 145н
Для плательщиков ЕСН Чиновники разъяснили, как применять шкалу регрессивных ставок по ЕСН, если сотрудник в налоговом периоде перевелся из головного офиса в филиал. Как справедливо заметили чиновники, в такой ситуации бухгалтеру следует учитывать всю сумму выплат работнику в целом по организации Письмо Минфина России от 29 декабря 2008 г. № 03-04-06-02/133
Для плательщиков ЕНВД «Вмененщики», которые занимаются распространением наружной рекламы неполный месяц, не вправе уменьшить сумму ЕНВД Письмо Минфина России от 31 декабря 2008 г. № 03-11-04/3/585
Для всех организаций Минфин России напомнил, что пенсионные взносы с выплат иностранному работнику не нужно исчислять, если ему присвоен статус временно пребывающего на территории России Письмо Минфина России от 23 декабря 2008 г. № 03-04-06-02/129

Торгово-промышленная палата требует снизить НДС

Президент Торгово-промышленной палаты Евгений ПРИМАКОВ считает, что сейчас нужны более радикальные налоговые новации.

— Евгений Максимович, вы были председателем правительства во время кризиса 1998 года, как вы оцениваете действия сегодняшних властей?

— К сожалению, быстро минуло то время, когда утверждалось, что финансовая политика, проводимая в России, сделает нас островком стабильности в бушующем кризисном море. Правительство уже предприняло целый ряд антикризисных мер. Однако давление, оказываемое кризисом на российскую экономику, не ослабевает, можно даже считать, усиливается.

Я не хотел бы никого критиковать, потому что это всегда легче. Но могу поделиться предложениями Торгово-промышленной палаты по преодолению кризиса, которые были одобрены в декабре на президиуме ТПП.

— Поделитесь, пожалуйста…

— Важнейшая цель на 2009 год — приложить максимум усилий для обеспечения экономического роста. Правительство правильно поступило, начав антикризисные меры с увеличения ликвидности российских банков. Однако при этом не было учтено, что корпоративные интересы банков придут в противоречие с интересами реальной экономики, которая в результате не получила адресованные ей через банковскую систему государственные средства. Исправит положение только присутствие представителей Банка России в коммерческих банках, которые будут наделены правом контроля за использованием государственных средств. С этим ни в коем случае медлить нельзя. Также необходимо дальнейшее усиление контроля за кредитной политикой банковского сектора. Это может быть распространено и на фиксацию процентных ставок, по которым, с одной стороны, банки получают государственные средства, и с другой — кредитуют этими средствами предприятия реального сектора. Если необходимо изменить нормативную базу, то нужно идти на это.

Следует исходить из того, что в этой части своей деятельности банки сейчас должны выступать не как коммерческие структуры, которые стремятся использовать обстановку и получить запредельную маржу, а как агенты государства.

— Но кроме банковских кредитов предприятиям нужна и другая помощь от государства. Например, ослабление налоговой нагрузки…

— Согласен, что сейчас нужны радикальные налоговые новации. К ним трудно отнести снижение на 4 процента налога на прибыль, когда в стране уже 53 процента убыточных предприятий. В первую очередь необходимо понижение ставок и совершенствование администрирования налога на добавленную стоимость.

Но дело не только в налогах. Я всячески поддерживаю решение Владимира Путина открыть «второй антикризисный фронт» непосредственно в реальном секторе экономики. Предприятиям обещано расширение госзаказа, субсидирование процентных ставок по кредитам, реструктуризация налоговой задолженности, налоговые кредиты и при необходимости участие государства в их капитале.

— Но эти меры рассчитаны на крупные градообразующие предприятия. А как же малый бизнес?

— Значение малых предприятий сейчас трудно переоценить. В кризисной обстановке развитие малого бизнеса становится одним из важных средств противодействия уже начавшемуся росту безработицы. Поэтому на последнем собрании президиума ТПП я призвал территориальные палаты настойчиво влиять на то, чтобы региональные власти снижали ставку единого налога при использовании упрощенной системы налогообложения до 5 процентов. Кроме того, в этом году мы будем добиваться введения отсрочек и налоговых каникул для малых предприятий, выделения целевых финансовых ресурсов для кредитования небольших компаний.

Но не все наши предложения слышат. Торгово-промышленной палатой России многократно поднимался вопрос об увеличении до 100 миллионов рублей предельного объема годового оборота, дающего право предприятиям работать по упрощенной схеме налогообложения. Тем более что происходит хоть и плавная, но все-таки девальвация рубля.

Также до сих пор не рассмотрен во втором чтении разработанный при участии ТПП России законопроект об особом налоговом режиме для бизнеса, работающего в области высоких технологий. Мы обратились к депутатам с настойчивой просьбой дать зеленый свет рассмотрению этого важного для страны законопроекта. Это важно и с той точки зрения, что выход из кризиса, как показывает история, всегда связан с научно-техническими прорывами.,

По материалам журнала "Главбух"

 

 

2012 © Profaccount.ru

Сайты патнеров
Рейтинг@Mail.ru    Rambler's Top100    Яндекс.Метрика